Фотогалерея известного путешественника Владимира Снатенкова. Походы, экспедиции и маршруты по труднодоступным мирам планетыЛандшафты, памятники, люди ... на фото сайте путешественника


Записки путешественника

По дорогам Пакистана. Часть 1

Увеличить

№ az_00056
Пакистан

Мы въехали в Пакистан из Ирана, и сразу попали в новый мир. В Иране ислам строгий и на наш полуевропейский взгляд несколько мрачный. В Пакистане же ислам жизнерадостный и беспечный. Совсем недавно, 50 лет назад, Пакистан вместе с Бангладеш входили в состав Великой Индии, и на пакистанском исламе сегодня лежит печать индуса. Острый и огненный взгляд персов в Пакистане сменяется на добродушную и чуть лукавую улыбку пакистанца. Пакистанская таможня тоже носит мягкие черты. Здесь уже нет иранской категоричности на взятку. Существует значительная уступка по цене на проезд в более бедную страну, а пакистанцы в основной массе намного беднее иранцев. Иранская таможня берет взятки через банк и по одинаково дорогой цене; пакистанская таможня дешевле, и цены устанавливают посредники в зависимости от их мастерства в мошенничестве и наивности проходящих границу туристов. Проезжающего границу сразу сбивает с толку множество приставал, кроме того, невозможно определить с первого взгляда, где находится сама граница или таможня. Переходя границу, турист попадает в убогую и беспорядочную деревню. Множество хижин, сарайчиков и домиков, около которых бродит стадо скота, приводят гостя страны в смятение. Беспорядочная деревня вместо границы и навязчивые услуги пристающих заставляют туриста обратиться к официальным людям, и он спешит к одному из домиков, где написано по-английски “Castoms”, т.е. таможня. В этой таможне берут взятки, но аппетит, разумеется, не иранский: страна бедная и просят не дорого – начинают с пятидесяти долларов, но можно сторговаться и за десять. После арабских стран и Ирана такая взятка кажется наградой. Но, заплатив деньги, Вы не прошли еще таможню. И домик с надписью “Castoms» – это не таможня. Таможня дальше. Нужно пройти долгими дворами и закоулками - с километр - и только тогда можно попасть в настоящую таможню. Не каждый гость страны догадается, что таможня за этой неказистой деревней. А тот, который возьмёт с Вас деньги, отведёт Вас на таможню, поможет пройти там все формальности, поделится барышом с действительным таможенником. Если отмахнуться от посредников и самому дойти до действительной таможни, то таможенник бесплатно и с уважением оформляет выезд. Прошедших таможню с посредником таможенники провожают также добродушно, как и тех, кто дошел до таможни сам, но с более плутоватой улыбкой.


С чувством свободы покидаем мы пограничный кордон и пускаемся в неведомую страну. Навстречу нашей машине по нашей же стороне летит грузовик. Я недоумеваю, торможу машину. Водитель грузовика недоумевает ещё больше и показывает мне многозначительный жест рукой, который в данном случае означает: «Ты что сдурел?». Тут я соображаю, что левостороннее движение начинается не в Индии, а уже в Пакистане. Глядя издали на следующую встречную машину, я перехожу на левостороннее вождение. Держаться положенной стороны – это единственное правило дорожного движения, которое более-менее соблюдается во всей Азии.

Увеличить

№ 10100001
Пакистан. В пустыне Мекран

Россиянин привык к бездорожью, но пакистанские дороги шокируют и россиянина. Самые центральные трассы находятся в состоянии вечного ремонта, а отремонтированные участки перегорожены через каждые 50 – 80 метров поперечными валами из асфальта или прорытыми в асфальте канавками. Это сделано для того, чтобы машины не могли быстро разгоняться. Такие дороги учитывают пакистанские особенности: более чем сорокоградусную жару, от которой туманится голова; незнание многими шоферами дорожных правил и загруженность имеющихся дорог.

В густонаселённых районах по дорогам большими потоками тянутся караваны гужевого транспорта. Волы и буйволы в упряжках тянут телеги с возами. Обгоняя их, мерно вышагивают верблюды, запряженные в арбу. Верхом на осликах и лошадях трясутся наездники, обложенные огромными мешками и сумками. По краю дороги или за телегами следуют пешеходы, а между всеми повозками шныряют велосипедисты. По довольно узким дорогам, в оба направления, обгоняя людские и гужевые толпы, спешат, постоянно сигналя, мотоциклисты, колёсные тракторы, легковые и грузовые автомобили. Но самое беспощадное в этом движении то, что центральные дороги, соединяющие всю страну, тянутся через беспрестанные деревни и города и обязательно выходят на базары.

Продолжение следует.

Владимир Снатенков.

Части: 1 2 3 4

© 1992-2023 гг. Снатенков В.А.
Все фотографии являются собственностью В.А.Снатенкова.
Частичное или полное воспроизведение, размножение или распостранение каким бы то
ни было способом фотографий и текстов, опубликованных на данном сайте,
допускается только с письменного разрешения автора.


Связаться с В.А.Снатенковым:
Тел. в Гамбурге: 0049 40 551 65 84
Тел. в Санкт-Петербурге: 352 56 45
E-mail: [email protected]
(просьба - оставляйте свои телефоны)