Бразилия.
Фрагменты из дневника (Журнал "ЭКС" №5)
Часть №3
В Сан-Пауло мы слышали от русских эмигрантов, что
ближе к Амазонии проживают староверы. Нам даже дали телефон одного
из старцев, очевидно, возглавляющего скит. В городе Куяба мы дозвонились
до нужной нам деревни, но старец, заподозрив у нас журналистский
интерес, прямо заявил, что никто из староверов с нами видеться не
хочет. Киржаки-староверы держатся стороной от всех иноверцев, и
мы оставили попытку встречаться с русскими, живущими в лесной глубинке.
Однако по дороге один досужий бразилец утверждал, что в городке
Умайта живет бородатый русский мужик.
Из Порто Вело до Умайты мы ехали на небольшом автобусике,
который подхватывал по дороге «голосующих» бразильцев. В автобус
вошел белобрысенький, в конопушках мальчик лет десяти,
сильно отличавшийся от смуглых латино. Ефим - участник нашей экспедиции,
большой любитель схохмить, конечно же, не удержался от шуток: «Кажется,
мы вышли на верные следы русской экспедиции Лангсдорфа. Наш парень!».
Я спрашиваю у мальчугана: «Говорите по-русски?». «Говорю», - нажимая
на «о» отвечает он. Но ему нужно было уже выходить.
- Много ли в Умайте русских? - спрашиваю его я уже
на выходе из автобуса.
- Не шибко много, но есть. Только живут они далеко
от Умайты, - сообщил нам мальчик и вышел.
№ la_00005
Бразилия. Сан Пауло
|
Автобус отправился, а мы жалели, что толком ничего
не расспросили. В Умайте мы переспрашивали всех, но даже таксисты,
каждый из которых видел в нас клиентов, и настойчиво сажал в такси,
никаких русских не знали. Вновь подъехавший таксист на наш вопрос
также ответил вопросом: «Григорий?». Конечно, Григорий...
Двадцать километров стоило нам десять долларов и
вот мы стоим у нескольких добротных домов, отдельно выстроенных
за городом.
Из дома, к которому мы подошли, вышла женщина в кокошнике
и мальчик в косоворотке. Видя нас воочию, по внешнему виду мы были
похожи на кого угодно, но в этот раз в нас не заподозрили журналистов.
Мы никогда и не были журналистами, а я лишь иногда, ради получения
визы, козырял примерно таким же удостоверением, каким Остап Бендер
изображал из себя пожарника. Вскоре подъехал на колесном тракторе
«тятя», то есть Григорий. Пять многодетных семей, живущих в раскиданных
друг от друга домах, вышли на нас посмотреть. Мы попросили у них
приюта на том основании, что мы тоже русские. Нас приняли душевно
и тепло, хотя это не в правилах староверов, придерживающихся очень
консервативных, и только им ведомых порядков. Наверно, мы выглядели
замучено после долгих дорог и нам по-человечески помогли. Староверы
не любят журналистской досужести; их религия и обычаи закрыты от
других людей, но она милосердна к людям пришедшим с миром. Со староверами
наша экспедиция окунулась в другой век; их одежда, речь, манера
держаться открыли нам старообрядческую Русь, хоть и разъезжающую
на колесных тракторах.
№ la_00030
Бразилия. Русские староверы в Амазонии
|
Бежавшие через Китай предки наших новых знакомых
в разные годы XIX века попали в Южную Америку и жили всегда в глубинке,
зарабатывая в поте лица на хлеб, молясь по своей вере и держась
вдали от сумасшедшего века. Общины русских староверов раскиданы
во многих странах Латинской Америки и периодически они общаются
между собой, особенно в последние десятилетия, когда остро возникла
проблема кровосмешения: по численности староверов не так уже и много.
Наши знакомые - пять больших семей - проживают в Амазонии только
четыре года. В этих лесах часты пожары. На один из выгоревших участков
губернатор штата пригласил русских староверов из Рондонии. Русские
считаются в Бразилии хорошими хлеборобами. Им выделили пятьсот гектар
земли и леса, также большие кредиты на трактора и зернохранилище
с мощной сушилкой, учитывая, что трудно сохранить зерно во влаге
тропического леса. Дело пошло успешно.
Части №1 №2
№3 №4
|