Фотогалерея известного путешественника Владимира Снатенкова. Походы, экспедиции и маршруты по труднодоступным мирам планетыЛандшафты, памятники, люди ... на фото сайте путешественника


Записки путешественника

По дорогам Пакистана. Часть 3

Увеличить

№ az_00171
Пакистан. Охранники банка

Этнически пакистанцы больше похожи на индийцев, и их мусульманские одежды не так строги, как у арабов или персов. Мусульманки хоть и покрыты накидкой, но предпочитают одежды вольных расцветок, а улыбки их не только без боязни, но зачастую и игривы. Не менее игривы и пакистанские мечети, построенные по исламским канонам, но разукрашенные мозаикой битых зеркал или разноцветными красками. Такие мечети пестрят и сверкают на солнце и являются точной копией натуры пакистанца, который хранит строгие нравы ислама и беспечно радуется жизни. Мечети эти выстроены вблизи базаров и расположены по большим дорогам. Они также мешают транспортному движению. Но дороги, проложенные через самые многолюдные площади, скорее всего, возмущают заезжего европейца и мало удивляют жителя Востока.

Дорожные аварии, кажется, тоже мало смущают пакистанцев. На обочинах дорог можно часто видеть разбитые машины самых разных моделей. Одна из аварийных машин висела на своих краях, угодив, по всей вероятности, ночью на большой скорости в размытую наводнением насыпную дорогу. Впереди насыпанный предупреждающий бортик не помог водителю вовремя остановить машину, но прыжок через бортик посадил машину на оба края размытого разрыва, так что колеса висели над водой. До Пакистана мы ехали по Египту, Иордании, Сирии, Турции, Ирану и нигде не видели такой лихой и неупорядоченной езды. Разве что в Индии ездят так же, как в Пакистане. Но по Индии мы ехали после Пакистана и уже набрались экстремального опыта и индусской надежды на лучшую последующую жизнь.

В аварии попадают мотоциклисты и велосипедисты, снующие между тяжелыми машинами. Виновники аварии обычно улыбаются; невиновники не скандалят и тоже улыбаются. Несколько раз мы наблюдали одинаковую сцену. Столкнутся два мотоциклиста. Упавшие мотоциклисты катятся кувырком. Мы ожидаем полиции или хотя бы скандала. Но полетевшие поднимаются, что-то бормочут на судьбу, улыбаются друг другу и обмениваются рукопожатиями. Из-за беспечности таких мотоциклистов однажды мы чуть не задавили человека. Я взбесился на виновника, залетевшего под нашу машину. Он же мне только улыбался.

Ситуация повторяется. Навстречу нашему движению летит тяжело груженый грузовик. Перед нами несколько машин, и у нас есть возможность съехать с дороги и уйти от удара. Водитель первой машины уже ни на что не надеется, но по привычке тормозит. Груженый грузовик тоже давит на тормоза, и машины нос к носу вовремя останавливаются. Слетает с лиц испуг у водителей встречных машин, и они уже улыбаются. Чем больше мы ехали по пакистанским дорогам, тем больше понимали, что европейцы, выросшие на резкоконтинентальном климате никогда не поймут блаженной улыбки жителя тропических широт, где мягкий климат лепит такой же мягкий характер.

Иногда пакистанские водители перестают соблюдать последнее правило: движение по одной стороне дороги. Брошенную на середине улицы машину проезжающий транспорт объезжает, с какой угодно стороны, и скоро образуется пробка, которую не только видно, но и слышно издали. Гудят и сигналят машины, ревут верблюды и ишачки, возмущаются теснотой, покрикивают люди, подталкивающие заглохший автомобиль.

Так же одолевается железнодорожный переезд. После закрытия шлагбаума выстраивается колонна машин. Затем те, кто спешит, наращивают вторую колонну. Особенно нетерпеливые устраивают третий и четвертый потоки. На противоположной стороне происходит тот же процесс. Когда шлагбаум открывается, сигналя и цепляя друг друга, машины долго разъезжаются в свои направления. Гужевый транспорт, уступив бодание железным стадам, выступает в последнюю очередь.

Увеличить

№ 10100060
Пакистан

Много можно увидеть на дорогах и, кажется, дороги существуют в Пакистане для того, чтобы удивлять заезжих иностранцев. Проезжая по пыльной улице, можно увидеть брадобрея, обслуживающего своего клиента на табуретке среди суетливых прохожих, или еще забавней – зубного врача, у всех на виду ковыряющегося в зубах больного. По дорогам довольно часто разъезжают колесные тракторы. На них установлены огромные громкоговорители, ревом заглушающие шум толпы и транспорта. Днем улицы оглушаются транспортными динамиками; вечером, до поздней ночи, а иногда и до утра развлекает округу продавец лавки в надежде привлечь шумом музыки покупателя; рано утром до восхода солнца затягивают молитву громкоговорители, установленные на мечетях, зовущие мусульман к молитве. Не скучно в Пакистане!

В маленьком Пакистане почти столько же народу, как и в необъятной России. Государство борется с безработицей посредством занятости населения на строительстве дорог. Гужевым транспортом на арбах и телегах, а также на колесных тракторах свозятся камни-валуны для основания дорог. Чтобы камни имели лучшее сцепление, и дороги не размывались дождями, сидят целые армии рабочих и вручную молотками разбивают каждый валун. Нужно переколоть горы таких валунов, чтобы вытянуть дорогу хотя бы на километр. Труд этот, непроизводительный в наш век, в древности, методом скопления огромных рабочих толп, создавал дворцы Пешевара и Лахора. Производительность труда современного Пакистана ничтожная. Наша машина движется по пересеченной местности параллельно строящейся дороги. Вдоль дороги тянутся на километры толпы народа, бьющие молотками камни. Нам кажется, что мы путешествуем во времена господства древних сатрапов.

Не везде по дорогам встречаются люди. В Пакистане жаркий климат и не малая его территория охватывается пустынями. На западе страны долгая дорога от границы Ирана до города Куэтта не встречает населенных пунктов. Дорога эта условная и не менее 700 километров нужно ехать, отыскивая старые песчаные колеи. Встречающиеся на пути оазисы тоже мало заселены. Это большое расстояние, несмотря на отсутствие дороги, преодолевается гораздо быстрее, чем асфальтовые дороги густонаселенных районов. Кроме того здесь встречаются замечательные пустынные ландшафты. Иногда пустыня переходит в степь или горы. В низинах, где задерживается вода, оживают полосами зеленые поля, между полос вырастают высокие дюны желтого песка, а за дюнами темными цветами рисуются хребты невысоких гор. С дороги глазом охватывается сразу три природные зоны: степь, пустыня и горы.

На юго-западе Пакистана интересна обширная и малозаселенная область Мекран, дотягивающаяся до Аравийского моря. Ее можно назвать пустыней, но через нее пролегают горные хребты. Вся эта область без растительности, за исключением оазисов. В пустыне Мекран встречаются причудливые ландшафты. Океан тянет на себя ветры и уносит песок, а в местах, где находится глина, остаются высокие глиняные столбы, шляпы, столы, выразительные сказочные фигуры.

Продолжение следует.

Владимир Снатенков.

Части: 1 2 3 4

© 1992-2001 гг. Снатенков В.А.
Все фотографии являются собственностью В.А.Снатенкова.
Частичное или полное воспроизведение, размножение или распостранение каким бы то
ни было способом фотографий и текстов, опубликованных на данном сайте,
допускается только с письменного разрешения автора.


Связаться с В.А.Снатенковым:
Тел. в Гамбурге: 0049 40 551 65 84
Тел. в Санкт-Петербурге: 352 56 45
E-mail: vsnatenkov@gmail.com
(просьба - оставляйте свои телефоны)

Смотрите: http://perevozki-youdo.ru/, подробнее здесь.