Фотогалерея известного путешественника Владимира Снатенкова. Походы, экспедиции и маршруты по труднодоступным мирам планетыЛандшафты, памятники, люди ... на фото сайте путешественника

Записки путешественника

Всё ещё удивительная Амазония (Журнал "Наш Следопыт" №16-17)
Выпуск №2

ПОЧТИ ДВА ВЕКА СПУСТЯ...

Бразилия. Рио-де-Жанейро

...И вот мы в Рио-де-Жанейро. В русском посольстве благосклонно отнеслись к моей идее повторить маршрут Лангсдорфа. Его там чтут: на стене я обнаружил большую карту со схемой продвижения экспедиции. Нам организовали несколько интересных встреч, дали нужные телефоны, предупредили о змеях и желтой лихорадке - и отправили с Богом. К сожалению, дом Лангсдорфа нам увидеть не удалось - он не сохранился.
Покинув прекрасный, залитый тропическим солнцем Рио, мы отправились в Сан-Паулу. Скопление людей чудовищное - такое даже трудно себе представить. Небоскребы делового города подавляют и страшат. Но здесь можно увидеть и много интересного: мы посетили Институт тропиков и богатый серпентарий, что было крайне полезно перед посещением Амазонии.
Из Сан-Паулу мы выехали на автобусе - и через полчаса уже катили среди сельских пейзажей.
Конечно, увиденное нами в Бразилии разительно отличалось от картины начала XIX века. Там, где члены экспедиции с риском для жизни изучали девственную природу страны, выросли большие города, проложены автомобильные и железные дороги. Отвоеванные у дикой сельвы земли распаханы под плантации, а индейские племена почти полностью исчезли. Теперь на огромных территориях проживают потомки испанцев, португальцев, негров и азиатов. Однако сохранилась главная черта характера бразильцев, подмеченная еще Лангсдорфом, - их необыкновенное дружелюбие. Где бы мы ни останавливались, к кому бы не обращались - нас окружало благожелательное отношение.

Бразилия. Сан Паулу

Сан-Паулу, занимающий второе место в мире по численности населения (больше 20 миллионов жителей), был основан в 1554 году. До XVIII века являлся центром кофейных плантаций. В 1822 году в Сан-Паулу была провозглашена независимость Бразилии.

Нам частенько приходилось останавливаться в деревушках. Жилье в прибрежных районах - это добротные каменные и деревянные дома, в отдаленных провинциях - дощатые лачуги, покрытые пальмовыми листьями, а иногда - жестью от разрезанных бочек.
Обычно мы ставили свои палатки с наступлением темноты, чтобы не привлекать внимания. Утром деревня просыпалась и обнаруживала нас. Возле палаток собирались толпы любопытной ребятни.
Жители тропиков почти не употребляют в пищу молочных продуктов. Зато в их рацион входят рыба (у тех, кто живет по берегам рек) и большое количество экзотических фруктов, а также маниока - съедобные клубни местного растения.
Переезжая на автобусах и попутках из одного селения в другое, мы добрались до границы с Парагваем. Водопад Игуасу находился в стороне от нашего маршрута, но уехать, не полюбовавшись на это чудо природы, мы не могли.

"ВЕЛИКИЕ ВОДЫ"

Стоял май - сезон дождей. Земля дрожала и гудела, вдали оглушительно ревел водопад, окруженный плотным облаком брызг. Мы, забыв про все на свете и будто впав в состояние гипнотического транса, созерцали гигантскую реку, падающую с восьмидесятиметровой высоты.
С трудом оторвавшись от грандиозного зрелища, мы вышли на шоссе. Подошел автобус, и мы двинулись дальше - по дороге, вдоль которой тянулись густые тропические леса. Я представил, как продирались сквозь непроходимые заросли члены первой русской экспедиции. Конечно, они старались по возможности преодолевать расстояние по рекам, но и это сулило немало опасностей. Вот как описывает путешествие по Риу-Прету Григорий Иванович Лангсдорф: "Большие деревья из-за сильного наводнения были частью снесены течением, частью упали и возвышались поперек реки, загораживая дорогу стволами и ветвями. Каждую минуту были необходимы топоры, молотки, ножи. Каждую минуту то один, то другой должен был соскакивать в воду, чтобы не быть прижатым силой потока к неожиданно появившемуся древесному суку".

Бразилия, Аргентина,

Парагвай. Водопад Игуасу

"Игуасу" на языке индейцев гуараны означает - "Великие воды". 275 потоков, растянувшись на три километра, падают в ущелье под названием - "Горло дьявола" с двух отвесных базальтовых ступеней.

Проезжая по автомобильной дороге вдоль рек, я не переставал удивляться мужеству исследователей: и в наши дни бурная после наводнения река, несущая вырванные с корнем деревья, представляет большую опасность. Но тогда иной дороги не существовало и приходилось целиком полагаться на волю волн и крепость каноэ.
Так продвигаясь по рекам, экспедиция Лангсдорфа достигла впадины Пантанал и пересекла ее с юга на север по реке Парагвай.
Мы же обогнули впадину с севера и уже из Куябы заехали в нее по единственной дороге, ведущей на юг.

Выпуски: №1 №3

© 1992-2023 гг. Снатенков В.А.
Все фотографии являются собственностью В.А.Снатенкова.
Частичное или полное воспроизведение, размножение или распостранение каким бы то
ни было способом фотографий и текстов, опубликованных на данном сайте,
допускается только с письменного разрешения автора.

Связаться с В.А.Снатенковым:
Тел. в Гамбурге: 0049 40 551 65 84
Тел. в Санкт-Петербурге: 352 56 45
E-mail: [email protected]
(просьба - оставляйте свои телефоны)