Фотогалерея известного путешественника Владимира Снатенкова. Походы, экспедиции и маршруты по труднодоступным мирам планетыЛандшафты, памятники, люди ... на фото сайте путешественника

Наши рекомендации

 

Путешествие по Калужско-Рижской ветке московского метро

В метро всегда есть люди. Это в трамвае можно рано утром или поздно вечером ехать в пустом вагоне, но не в метро. В любое время суток в метро есть люди - читающие, пишущие, слушающие музыку ....

В июне 1931 года Пленумом ЦК ВКП(б) было принято постановление: «... Необходимо немедленно приступить к подготовительной работе по сооружению метрополитена в Москве, как главного средства, разрешающего проблему быстрых и дешевых людских перевозок, с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство». И уже 7 ноября, в день 14-й годовщины Октябрьской революции, на Русаковской улице небольшая группа людей торжественно заложили первую шахту метрополитена. На строительство Московского метро ушло много сил, времени и, наверняка, денег. Это был не просто транспортный проект, а возможность «показать себя», свои способности и возможности. Архитектор В. Попов: В. Попов, архитектор: «Это в высшей степени демократическое сооружение — для очень большого количества людей, людей движущихся, то есть: анти-колонный зал, анти-тронный зал. Динамическая архитектура вместо статической. Характеристика пространства — линейная непрерывность. <…> У конструкций метро в принципе нет верха, нет низа. Нет опор. Метро плавает. Оно образуется выбиранием пространства, а не наземным выгораживанием. Имеет аналогию с подводным пространством. В нем нет ренессансной тектоники сжатых конструкций. Есть рубашка облицовки, подвешенная на тело стальной конструкции».

Московское метро – действительно прекрасно. Особенно красивы центральные станции, окраины – поскромней, без архитектурных изысков. Поэтому никого не удивит группа иностранных туристов, продирающаяся вслед за экскурсоводом и дружно щелкая фотоаппаратами. Однако мое появление на более чем окраинной станции Медведково с тем же фотоаппаратом и записной книжкой в руках вызвало некоторый интерес. Тем более что оказалась я там примерно в полдень, и народу на станции было мало. И даже один не вполне трезвый человечек предложил мне «показать Москву», в тот момент, когда я снимала пропеллеры, украшающие выход с Бабушкинской. Видимо, решил, что фотографировать Медведково может только приезжая девушка, а никак не студентка ИЖЛТ, желающая хорошо сдать Государственный экзамен.

1 мая 1958 года открылись двери станций Ботанический сад (Проспект Мира), Рижская, Алексеевская, ВСХВ (ВДНХ) на Калужско-Рижской линии. Вообще – вся эта ветка идет от более старых станций, построенных еще в советское время, к более новым, открытым уже после перестройки. Значит, первая остановка – это ВДНХ - самая «густонаселенная» станция по эту сторону кольца. Хорошо, что здесь очень много скамеек - можно сесть и спокойно записать все, что пришло в голову. Тем более что батарейка в фотоаппарате села все на той же Бабушкинской. Еще на ВДНХ - красивые люстры. Кроме двойных плафонов, смотрящих вверх и вниз, есть что-то вроде круглых металлических витражей, вставленных в колонны. И очень много интересно одетых людей. На ВДНХ, как правило, встречаются большие компании, многие из которых придерживаются каких-нибудь интересных субкультурных течений. Сейчас, конечно, не время для праздных шатаний, поэтому удалось встретить только пару эмо-девушек, разглядывающих журнал. Эмо мне очень нравятся. У них яркие волосы, вроде салатового или металлик, и не менее яркая одежда, самого невообразимого покроя: с корсетами, пышными короткими юбками, длинными плащами, умышленно рваными розовыми колготами и сапоги на высоченных платформах.

Едем дальше. Вслед за мной в вагон влетает тетка с огромнейшим баулом на колесиках и в дутой зеленой куртке. Народ поспешно расступается. Это еще одна традиция метро – когда видишь что-то крупногабаритное и, возможно, не вполне чистое – нужно срочно стать вежливым и убраться с дороги. Лишь малая часть пассажиров осмеливается пренебречь этим правилом и, вместо того, чтобы убраться, помогает очередному тяжеловесу втащить его груз в вагон или на лестницу. Проезжаем бело-зеленую Алексеевскую и желтую Рижскую станции. На рижских скамейках картонные таблички с крупными рукописными буквами «РЕМОНТ». Ремонт чего – не ясно.

Проспект Мира - хорошая станция. Ее легко узнать, даже если перестала следить за названиями. Во-первых, тут всегда выходит треть пассажиров. А, во-вторых – она белая в черную полоску. Вообще, зря в Метро не сделали туалетов. Вот, например, в венском метро они есть на каждой станции. А еще там есть лифты, которые перевозят пассажиров с улицы прямо на платформу. Есть обычный спуск – лестницы и эскалаторы, а есть – лифт. Это очень удобно для инвалидов. Поэтому, наверное, в Вене на улицах инвалидов в два раза больше, чем у нас. Им там удобно. А у нас даже на улицу спуститься – проблема. Потому что лифты узкие, и накаты для колясок на лестнице не везде есть. Сейчас, конечно, не об инвалидах речь. Ну, просто это нехорошо, что так все устроено. А с туалетами все довольно просто. Нужно запомнить, на каких станциях метро есть МакДональдсы. Наверное, это не очень хорошо по отношению к МакДональдсам. Но, надеюсь, их утешит сознание того, что они делают доброе дело. Итак, на этой ветке МакДональдсы есть на станциях: Медведково, ВВЦ, Рижская, Проспект Мира, Сухаревская, Профсоюзная, Калужская, Беляево. Такие вещи лучше на всякий случай знать.

Итак, едем дальше. Весь вагон увешан агитационными плакатами. Оно и понятно – выборы уже вот-вот. Везде триколор и зазывные лозунги, навроде «Судьба отечества в твоих руках». Они же – главная, по-видимому, тема для дорожных бесед. Это еще одна занятная особенность метро. В трамвае можно разговаривать с соседом. В метро – только со всем вагоном. Иначе тебя даже сосед не услышит. Так что делать нечего – сиди, подслушивай. На Тургеневской серьезный мужской голос, объявлявший остановки, поменялся на воодушевленный женский. Интересно, почему? Китай-город - станция-путаница. Как бывает практически всегда – зазевавшийся пассажир в последнюю секунду отпрянул от внезапно открывшейся двери. Зато тут замечательно короткий переход. Даже два. И это – тоже традиция. Говорят, в метро есть два типа переходов. Для москвичей и для гостей столицы. Для последнего вида существует целая куча указателей, он прям, длинен и очевиден. Первый же – нигде не обозначен (вернее, обозначен, но как совсем другой переход), заковырист, противоправен и короток. Пример – на Китай-Городе – переход мимо памятника В. П. Ногину, возле которого, помимо перехода, удобно назначать встречи. Октябрьская – другая сторона кольца… И большего про нее не скажешь. Приближаемся к самой новой части ветки. Народу выходит значительно меньше, чем на Проспекте Мира. Эта сторона ветки нравится мне меньше, чем та, которая наверху карты. Здесь только одна забавная станция – Ленинский проспект. Она выложена по стенам квадратной белой плиткой, в которую вкраплены квадратики других цветов. Поживее. Красного, там, желтого. Вкраплены они непредсказуемо. Во всяком случае, мне никакой закономерности выявить не удалось. Но забавно.

Едем дальше. В вагон зашла старушка в поношенном полосатом сером пальто с черным воротником. Сев рядом со мной и увидев, что я что-то записываю, она тут же пожелала узнать, что именно. А узнав, поделилась мнением, что сегодня молодежь гораздо меньше уделяет внимания учебе, чем в пору старушкиной молодости. И вообще – с той поры многое изменилось далеко не в лучшую сторону. Когда эта тема исчерпала себя, она стала объяснять мне, почему в холодное время года нужно носить шапки, и что я зря этого не делаю. Потому что она, работая на стройке, все эти вещи очень хорошо поняла. Так что и мне советует. Я – хороший слушатель. Честное слово. Особенно когда пожилые женщины решают поделиться со мной своим опытом, едучи в метро. Так что остановилась она только на станции Ясенево, где неожиданно вспомнила, что ей пора выходить. Спешно распрощавшись, она в последнюю секунду выскочила в уже закрывающиеся двери, а я благополучно добралась до Битцевского парка. На Битцевском парке я вышла, огляделась – смотреть было решительно не на что. Огляделась еще раз – все-таки я ответственный человек, а экзамен – государственный. Но было действительно - ничего. Тогда, с чувством выполненного по мере сил долга, я уселась в обратный поезд.

Материал предоставлен агентством по продаже авиа и железнодорожных билетов - Интердост.

Купить билеты можно по интернету, телефону или факсу. Курьеры компании доставят билеты по Москве и ближнему Подмосковью в удобное для вас время домой или на работу.

Также на сайте компании обширная справочная информация для пассажиров о ценах на ж/д и авиабилеты, интерактивные расписания поездов и авиарейсов.

На вопросы, на которые вы не нашли ответов на сайте, ответят операторы call центра по телефону.

 

© 1992-2001 гг. Снатенков В.А.
Все фотографии являются собственностью В.А.Снатенкова.
Частичное или полное воспроизведение, размножение или распостранение каким бы то
ни было способом фотографий и текстов, опубликованных на данном сайте,
допускается только с письменного разрешения автора.




Связаться с В.А.Снатенковым:
Тел. в Гамбурге: 0049 40 551 65 84
Тел. в Санкт-Петербурге: 352 56 45
E-mail: vsnatenkov@gmail.com
(просьба - оставляйте свои телефоны)